«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона

В течение нескольких веков земли немцев представляли собой много маленьких стран. Господство Римской империи было все менее реальным. У немцев стало традицией воевать между собой из-за династических конфликтов представителей дворянства и духовенства. Они не испытывали сожаления или раскаяния, лишая жизни соплеменников – носители различных форм немецкого языка плохо понимали слова друг друга.

Во время Тринадцатилетней войны предки нынешних граждан Германии в основном сами уничтожили до 30% жителей германских земель.

Только в 18-м столетии в помещениях высших учебных заведений начали появляться мысли о том, что немцы – братья между собой, а не просто соседи. Они пришли к выводу, что следует перестать конфликтовать и объединиться, создав одну общую страну.

Роль Франции в популяризации у немцев идей национализма

«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона
«Войска Наполеона входят в Берлин». Художник — Шарль Мейнье

Возможно, вышеупомянутые мысли так и были бы теорией, но на территорию немцев вторгся Наполеон. Проведя ряд кампаний и серьезных сражений, французы продемонстрировали всю слабость австрийской военной стратегии и немецкой дисциплины. Немцам это не понравилось. Они и прежде недолюбливали Францию за то, что та взяла в привычку свободно идти войной по их территории, а теперь и вовсе вознегодовали.

Пока Бонапарт старался изолировать Великобританию континентальной блокадой, научные немецкие светила с присущими для их нации неторопливостью и тщательностью составляли новые доктрины военных действий. Комиссия по реорганизации вооруженных сил под руководством Шарнхорста приняла во внимание опыт Франции и пришла к мысли о создании общегосударственных вооруженных сил, массовой мобилизации, обучению бойцов запаса и выдвижению на руководящие военные посты наиболее способных, а не знатных.

Поскольку предполагалось введение всеобщей воинской обязанности, а не привлечение завсегдатаев пивных, то необходимо было возбудить интерес к военной службе у широких масс населения. Кроме того, насильственная мобилизация теперь и вовсе исключалась – принудительно отправленные на фронт солдаты могли направить оружие не против врага, а против своего командования.

Нужна была общая идея – вот здесь-то Генеральному штабу Пруссии и пригодились националистические теории. Кроме того, если немецкие территории хотят создать общее государство, а австрийские Габсбурги боятся перемен, то почему бы пруссакам не перенять инициативу и не получить право устанавливать в созданной стране собственные правила?

Академики и война

«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона
Подписание Таурогенской конвенции

Наступление и взятие Наполеоном российской столицы закончилось разгромом. Пока оставшиеся части Великой армии Бонапарта погибали при Березине, а пришедшие в восторг от фиаско французов немцы потихоньку стали расправляться с захватчиками, в Пруссии уже продумывали план удара по Франции.

Причем Генштаб фактически игнорировал то обстоятельство, что Фридрих Вильгельм III очень боялся французского императора. В обход короля генерал-лейтенант Йорк фон Вартенбург вместо защиты отходящих сил Великой армии в конце декабря 1812 г. заключил с отечественным генералом Дибичем Таурогенский договор.

Такой поступок позволил русской армии двинуться на Кёнигсберг. Вооруженные силы Пруссии дали четко понять, что либо король страны встанет во главе новой войны с Бонапартом, либо война начнется без его участия, но тогда власть в государстве перейдет в руки военных.

«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона
Благословение добровольцев

В социуме как Пруссии, так и остальных немецких земель стал наблюдаться небывалый всплеск патриотизма. Немцы хотели отыграться за унижения французов и захват их территории. Множество людей добровольно становились новобранцами вооруженных сил страны, куда прежде заманивали спиртным и насилием.

Удачные действия народных ополченцев в России и Испании подтолкнули прусского майора фон Лютцова к идее сформировать специальное подразделение для боевой деятельности в тылу противника. В духе партизан атамана Дениса Давыдова они были призваны наносить ущерб вражеским коммуникациям, уничтожать французские войска в тылу и время от времени вредить супостату. Кроме тактического расчета здесь присутствовали и политический, и экономический, и даже общественно-психологический.

«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона

В первую очередь в неофициальный народный корпус легче было пригласить подданных иных немецких правителей и избежать недоразумений между выходцами из разных земель. В результате 50% ополченцев фон Лютцова были не из Пруссии. Даже из войска австрийских Габсбургов прибыла группа профессиональных тирольских егерей.

Далее, участвовать в боях ополченцы должны были безвозмездно. Король Пруссии лишь предоставлял им оружие, а как они будут дальше воевать корону не интересовало. Наконец, в вооруженные силы Пруссии под влиянием теорий немецкого национализма шли добровольцами представители культуры, науки, а также учащиеся университетов. Профессора не очень жаловали воинскую дисциплину, но обожали устраивать хаос. В тылу врага их ждало раздолье.

Участие ополченцев фон Лютцова в боевых действиях

«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона
Йенские студенты уходят добровольцами на войну

Таким образом, 27.03.1813 г. корпус присягнул на верность в Рогау и отправился на войну. Группы корпуса разошлись по Тюрингии и Саксонии, прибыли в Бремен и Дрезден, попутно призывая в свой состав добровольцев. Размеры подразделения увеличились с 1 000 человек до 3 000.

Следует отметить, что энтузиазм ополченцев намного превосходил их умение воевать. Даже рекомендации и опыт профессиональных бойцов в лице группы отечественных казаков не смогли сделать бывших студентов и академиков ловкими подпольщиками.

«Не хочу учиться, а хочу сражаться»: немецкие студенты против Наполеона

В результате подразделение фон Лютцова оказалось лучше в плане патриотизма и продвижения идей объединения немецких земель, чем на поприще военных побед. Хотя проблем французам корпус доставил прилично. Сам Лютцов удостоился от военного руководства Франции и лично Бонапарта множества эпитетов, наиболее цензурным среди которых был «разбойник».

Что касается серьезных военных стычек, то здесь корпус проявил себя довольно плохо. Патриотизм и доблесть отнюдь не всегда могут возместить отсутствие дисциплины и боевую неопытность. В итоге из корпуса фон Лютцова многие ополченцы сбежали, не став участвовать в боях. В начале лета 1813 г. при Китцене лютцовцы были разгромлены французским генералом Фурнье.

После того как войска Наполеона отбросили за Рейн, дальнейшее существование ополченцев было бессмысленным. Корпус прекратил свое существование. Из пехотинцев создали 25-й пехотный полк, а из конных войск – 6-й уланский полк армии короля Пруссии. Уланом руководил лично фон Лютцов. Эти полки участвовали в битве при Ватерлоо.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: