Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море

Для борьбы с Черноморским флотом Красной Армии фашистские адмиралы решились на беспрецедентный шаг. По шоссе и рекам, преодолев половину Европы, в Черное море было доставлено 6 подводных лодок. Об уникальной транспортной операции, которая осуществлялась впервые в истории флота, рассказано ниже.

Проблема немецкого подводного флота

Нападение гитлеровцев на Советский Союз прибавило проблем гросс-адмиралу Редеру. Малочисленные кригсмарине получили 3 новых участка боевых действий: на Балтике, в Арктике и на Черном море.

Фашисты смогли заблокировать Балтийский флот в Финском заливе летом 1941 г. Однако в Черном море вовсю господствовали русские подлодки, для которых флот Румынии и Германии не являлся особой помехой.

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
Балтийский флот Великой Отечественной войны

Немцы были этим недовольны. Вместе с тем собственные суда здесь у них отсутствовали. Румынские военно-морские силы для отечественного флота не представляли сколь-нибудь серьезной угрозы. Как решить проблему?

Сначала руководство ВМС Германии планировали перекинуть субмарины из Северного моря в Черное по земле и рекам. Однако фюрер данный замысел забраковал. Операция нуждалась и в колоссальных денежных расходах, а Гитлер полагал, что армию Страны Советов вскоре разгромят. Соответственно, делать большие затраты нецелесообразно.

Махинация с проливами

Тогда гитлеровские адмиралы обратили внимание на Турцию. Хотя нейтральная страна и следовала конвенции Монтре и пропускала через свои проливы только гражданские корабли, нацисты решили это исправить.

МИД Германии должен был любым способом убедить турок пропустить фашистские субмарины через Босфор и Дарданеллы – либо согласиться на аферу с их «продажей». Последняя состояла в том, что Третий Рейх продаст туркам подводные суда.

Те минуют проливы под флагом Турции и оказываются в Черном море, а затем турки продают их назад Германии.

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
Гросс-адмирал кригсмарине Эрих Редер

Однако в процессе переговоров Редер вдруг осознал: каждый из вариантов – это несоблюдение конвенции о проливах! Пока ей следуют гитлеровцы, ее соблюдают СССР и его союзники.

Соответственно, если пойти на ее нарушение, то антигитлеровская коалиция также проигнорирует положения конвенции.

Возможность появления сил английского ВМФ в Черном море либо русских судов в Средиземном встревожила Редера. Переговоры остановили и гросс-адмирал отправился к Гитлеру настаивать на перевозке субмарин по суше.

По земле как по морю

Пока проходили вышеупомянутые события, советские вооруженные силы под Москвой разгромили немцев. Фюрер понял, что план молниеносной войны потерпел фиаско. В связи с этим Гитлер дал разрешение на переброску подводных лодок по суше через Европу.

Для операции отобрали 3 небольших субмарины серии IIB: У-9, У-19 и У-24. Первоначально провели подготовку к их транспортировке – демонтировали рубки и убрали из них все, что возможно. В итоге подлодки с изначальной массой 250 т сильно сбросили вес.

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
Корпуса U-19 и U-24 на понтонах

Суда осторожно разместили на понтонах и по Каналу кайзера Вильгельма привезли в Гамбург из Киля. Отсюда речные буксиры вышли в Эльбу, по которой поволокли понтоны с субмаринами в сторону Дрездена – здесь реку пересекала имперская автомагистраль. Затем «двойки» вытащили на землю и погрузили на гигантские автомобильные платформы.

Немецкие конструкторы все отлично продумали. Платформы обладали 32 широкими и низкими колесами, каждое из которых могло выдержать до 60 000 кг. Роль «вьючных животных» исполнили мощные автотягачи моделей «Фаун» и «Келбле». Редер позаимствовал их у рейхсмаршала Геринга.

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
Тягачи с подлодками на автобане

Перевозя платформы с подлодками, машины неслись по шоссе со скоростью…8 км/ч. Необычный автокараван прошел свыше 300 км и приехал в Ингольштадт.

По Дунаю в Черное море

Ингольштадт являлся ключевым пунктом маршрута. Данный населенный пункт находился на р. Дунай, протекающей через половину Старого Света и выходящей в Черное море. Тут субмарины опять разместили на понтонах, чтобы транспортировать их в Галац (Румыния).

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
Одна из «двоек» перед погрузкой на понтон

Можно было подумать, что самое сложное осталось позади, но получилось иначе.

Уровень воды в реке во время разлива серьезно поднялся, что стало препятствием для движения буксиров с понтонами под переправами. Вдобавок резкие порывы ветра привели к сильному шторму.

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
«Двойка» перед проходом через Дунай

Только после снижения уровня воды перевозка возобновилась. Буксиры смогли доставить понтоны в запланированный пункт назначения, где на галацкой верфи специалисты из Германии восстановили подлодки.

После сборки каждое из подводных судов отправилось по Дунаю к Черному морю, а потом переходило к Констанце. Первой в середине осени 1942 г. сюда явилась У-24. Потом к ней присоединились две остальные подлодки.

30-я глубоководная флотилия

После удачного завершения данной беспрецедентной операции Редер попросил у Гитлера денег на транспортировку еще 3-х субмарин аналогичной серии. Фюрер 26.08.1942 г. разрешил перевозку.

В итоге тем же способом к весне 1943 г. в Констанцу были доставлены У-18, У-20 и У-23. Подводные лодки вошли в состав уже созданной 30-й глубоководной флотилии под руководством знаменитого аса-подводника Гельмута Розенбаума.

Подлодки на автомагистралях: как гитлеровцы перебрасывали флот на Черное море
Буксир, тянущий понтон с «двойкой» по Дунаю

Шесть субмарин воевали в Черном море до лета 1944 г. Однако фашистские подводники не смогли достичь серьезных успехов в отличие от гитлеровских моряков в Атлантическом океане. Их деятельность оказалась малоэффективной. 30-я флотилия была расформирована после того, как румыны вышли из Второй мировой в начале осени 1944 г.

Из доставленных субмарин 3 были уничтожены в гавани Констанцы русскими бомбами (У-9 затонула, У-18 и У-24 получили серьезные повреждения и были затоплены своими командами), другие 3 затопили их экипажи вблизи турецких берегов.

Позднее аварийно-спасательная служба Черноморского флота достала в Констанце У-9, У-24 и У-18.

Субмарины вошли в состав отечественного флота, но пробыли здесь довольно короткое время. В 1946 г. У-9 отправили на металл, а в 1947 г. 2 остальных подлодки затопили на учениях как подводные суда условного противника. Такова судьба «двоек», являвшихся частью беспрецедентной транспортной операции.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: