Приземление на контейнеры: история спасения суб-лейтенанта Уотсона

Самолет British Aerospace Sea Harrier был предназначен для взлета и приземления с ограниченных пространств: автостоянок, лужаек в лесу, шоссе, спортплощадок и т.п. Однако в 1983 г. воздушное судно ВМФ произвело мировой фурор, ухитрившись сесть на контейнеры на иностранном грузовом корабле. Как это случилось – рассказано ниже.

Провалившиеся учения

В Северной Атлантике 07.06.1983 г. неподалеку от португальских берегов страны Североатлантического Альянса проводили военно-морские учения. С английского авианосного корабля «Илластриес» в воздух взмыли 2 истребителя-бомбардировщика. Самолеты должны были обнаружить авианосец условного врага. В качестве последнего выступал корабль французского ВМФ.

Учения проводились в ситуации, которая максимально соответствовала военной обстановке – «Харриеры» должны были хранить молчание в радиоэфире, подниматься в воздух с отключенными локаторами и лететь предельно низко.

Приземление на контейнеры: история спасения суб-лейтенанта Уотсона
Cуб-лейтенант Иан Уотсон

Прилетев в условленное место, истребители разделялись, набирали необходимую высоту и с помощью радаров искали «врага». Затем самолеты вновь снижались максимально низко и, объединившись, возвращались обратно. В качестве ведомого выступал суб-лейтенант Иан Уотсон. Найдя французские суда, летчик полетел к месту встречи с ведущим. С этого момента все пошло не по плану.

Форс-мажорная ситуация

Прибыв на место, однофамилец знаменитого напарника Шерлока Холмса не нашел ведущего. Его ожидание оказалось тщетным, и Иан решил в одиночку лететь на свой авианосец. Предполагалось, что он воспользуется инерциальной системой навигации истребителя, где в памяти зафиксированы координаты расположения корабля.

Пилот так и поступил, но прилетев обнаружил, что океан пуст – никаких следов «Илластриеса».

Положение становилось угрожающим, поскольку показатели количества горючего в топливных емкостях самолета уже приближались к критической отметке. Уотсон решил разыскать авианосец, воспользовавшись локатором своей машины.

Однако после серии проходов радар остался пустым. Иан хотел нарушить тишину в радиоэфире, чтобы связать с экипажем «Илластриеса». Приказ нужно исполнять, но сейчас возникла форс-мажорная ситуация, грозившая привести к катастрофе.

Приземление на контейнеры: история спасения суб-лейтенанта Уотсона
Два «си харриера» с британского авианосца «Илластриес»

Выполнить задуманное летчику не удалось, поскольку рация вышла из строя. Ее судьбу разделила и система навигации. Вдобавок транспондер тоже не работал, и отправить сигнал бедствия не получилось. Фактически Уотсон летел на самолете со сломанным оборудованием и рисковал упасть в Атлантику, т.к. горючее было на исходе.

Звездный час

Посчитав дальнейшие розыски авианосца бесполезными, пилот направил Sea Harrier на восток, в направлении судоходных путей около португальских берегов. Мореходство здесь было активным. Поэтому отыскать какой-нибудь корабль было легко.

Летчик рассчитывал отыскать мирный корабль, низко пролететь над ним и выпрыгнуть из самолета рядом. Уотсон надеялся, что экипаж судна достанет его из воды, и он сможет вернуться.

Так или иначе, вариантов дальнейших действий было немного, а так появлялась возможность спастись.

Достигнув морского пути, Иан вскоре увидел на локаторе плывущий на юг корабль и полетел к нему. Через несколько минут в баках истребителя полностью было бы израсходовано горючее.

Судном на радаре оказался маленький испанский корабль «Алраиго», плывший под флагом Испании. Его целью были Канарские острова. «Алраиго» перевозил сборный груз. Британский истребитель с громким шумом пронесся вдоль борта судна, всполошив команду.

Во время этого маневра Уотсон увидел, что контейнеры на палубе корабля создают площадку, размеры которой позволяют совершить вертикальное приземление. Горючего хватило бы лишь для одной попытки.

Приземление на контейнеры: история спасения суб-лейтенанта Уотсона

Иан смог осторожно зависнуть над «Алраиго» и, выпрямив самолет, опуститься над контейнерами. За этим с мостика наблюдали шокированные члены экипажа судна. Они дали «полный назад», надеясь остановить корабль и облегчить посадку неизвестному самолету.

Уотсон приземлился точно, но шасси Sea Harrier покатились по сырым контейнерам. Воздушное судно стало съезжать назад, упав с них. Но удача была на стороне Иана: инерцию остановила машина, заказанная флористом с Тенерифе. Истребитель встал, застряв на палубе.

С помощью экипажа пилот покинул «Харриер», а капитан сообщил властям о произошедшем инциденте. Вместе с тем он не захотел менять маршрут ради незваного гостя. Поэтому «Алраиго» в течение нескольких суток так и плавал с истребителем.

История просочилась в прессу, и в Санта-Круз-де-Тенерифе корабль дожидалась толпа корреспондентов и любопытных.

Разбор полетов

Самолет убрали с судна с помощью крана и вернули английскому ВМФ. Его отремонтировали и вновь возвратили на службу. Хозяину и экипажу испанского контейнеровоза власти Альбиона выплатили возмещение (по современному курсу его размер составил 3 000 000 $) за это происшествие. Несмотря на внушительный размер компенсации, цена Sea Harrier была еще выше.

Иан же попал под следствие. Было собрано 2 комиссии, призванных выяснить обстоятельства случившегося и наказать виновных. Первую создали на британском авианосце, куда по плану должен был вернуться Уотсон. Она пришла к заключению, что инцидент произошел из-за непредвиденных проблем. Таким образом, вины летчика здесь нет.

Но поскольку история с необычным приземлением получила широкую огласку, по прибытии «Илластриеса» в порт Великобритании собрали вторую следственную комиссию.

Она выяснила, что военное руководство Иана не должно было посылать летчика в столь сложный полет, поскольку на этом истребителе Уотсон ранее самостоятельно летал всего 13 раз. Тем более что он завершил программу ввода в строй лишь на 75%.

Такая ситуация отчасти сложилась из-за конфликта Соединенного Королевства и Аргентины в 1982 г., который сбил расписание подготовки летного состава, поскольку тренеров и воздушные суда быстро послали в военные подразделения. Потом появилось огромное количество кадровых перестановок и возник дефицит пилотов.

Приземление на контейнеры: история спасения суб-лейтенанта Уотсона

Но это было не все. Следствие выяснило, что «Харриер», снискавший славу воздушного судна с постоянными техническими проблемами, вообще не должен был подниматься в небо.

В целом истребители этой модели прославились своими неисправностями. Сами летчики считали, что система навигации нормально функционирует лишь в тех случаях, когда не требуется. Рация постоянно выходила из строя.

Однако в английском ВМФ служили непривередливые люди. Таким образом, полеты на ненадежных воздушных судах были делом обыденным.

Все закончилось рядом строгих выговоров. Пилоту еще и запретили летать. Хотя через некоторое время Уотсон вновь поднялся в воздух и вплоть до увольнения со службы налетал свыше 3 000 часов. Это был летчик от Бога.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: