​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция

В истории отечественного гражданского самолетостроения Ил-96 по праву занимает одно из первых мест по надежности, безопасности и летным характеристикам. В послужном списке лайнера нет ни одной аварии, повлекшей гибель пассажиров.

КБ разрабатывало несколько вариантов воздушного судна, и все они получили высокую экспертную оценку. Однако в серийное производство, вследствие различных причин, были запущены не все образцы.

История разработки

Начиная с 1967 года, для перелетов на дальние расстояния в гражданской авиации, использовался первый самолет с реактивными двигателями — Ил-62. Он считался гордостью воздушного флота и пришел на смену устаревшей модели ТУ-114. 62-й выпускался до 1995 года.

Увеличение пассажирского потока вызвало необходимость в создании нового дальнемагистрального судна с широким фюзеляжем. Именно такие лайнеры давно использовались западными компаниями и могли представлять более комфортабельные условия своим пассажирам.

Первой модификацией, построенной в этом направлении, был Ил-86Д, который отличался от своего прототипа увеличенной площадью крыльев и новыми силовыми установками и сниженным расходом горючего при крейсерской скорости. Но уже в 1978 году в Опытном конструкторском бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского (КБ им. С. В. Ильюшина) приступили к проектированию Ил-96, на основе уже испытанного Ил-86Д.

​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция
Ил-86

Лайнер должен был получить удлиненные крылья сверхкритического профиля и Т-образное оперение. Однако авиационные разработки не стояли на месте. В 1983 году было решено полностью изменить концепцию проекта и отказаться от использования готовых схем и элементов, позаимствованных у предыдущего «Ильюшина». Принципиально новая широкофюзеляжная модель получила название Ил-96-300.

Факт. Многие лайнеры, относящиеся к модели Ил-96, названы в честь знаменитых летчиков и космонавтов.

Конструкция самолёта

Аэродинамическая схема

Воздушное судно имеет конструкцию турбовентиляторного однокилевого низкоплана со стреловидными крыльями и расположенными под ними четырьмя двигателями.

Фюзеляж

Диаметр фюзеляжа идентичен Ил-86. Корпус новой модели имеет меньшую длину, что связано с меньшим количеством пассажирских кресел. Сама конструкция претерпела изменения, которые значительно повысили надежность и безопасность судна.

Нижняя палуба разделена на три грузовых отделения. Два из них могут вмещать в общей сложности 16 контейнеров АКБ — 1,5 , а последний используется для штучных предметов.

Информация. Несмотря на большой внутренний объем отсеков, корабль может поднять в воздух не более девяти контейнеров.

Крылья

Площадь крыльев нового «Ильюшина» на 70 м2 превышает этот показатель у прототипа. Конструкция отличается сложной схемой механизации, которая включает в себя предкрылки, которые находятся по всей длине передней кромки и двухщелевые закрылки. Крылья снабжены вертикально закрепленными законцовками, имеющими высоту 3,1 метр.

Оперение

Ил-96 имеет горизонтальное оперение, идентичное предыдущей модели. А вот высота вертикального увеличилась по сравнению с 86 на полтора метра. Такие изменения позволяют самолету сохранить стойкость при отказе одного из двигателей во время полета.

​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция

Шасси

Три основных опоры шасси находятся под центральной частью крыльев (центропланом). Они обеспечены тележкой с четырьмя колесами и тормозами. Четвертая, под передней частью корпуса, снабжена двумя колесами (без тормозящих элементов).

Силовая установка

Четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А, установленные на воздушное судно, имеют высокую степень двухконтурности (4.5). Они закреплены на пилонах под крыльями. Для установки используется двухвальная система с реверсом. Двигатель состоит из 11 сменных модулей. Турбина высокого давления имеет две ступени, а низкого — четыре.

Силовой комплекс снабжен электронной системой (Диагноз-4), которая контролирует параметры работы. В частности, расход топлива и защиту от «помпажа». Возможен старт на высоте, не превышающей семь километров.

Системы самолёта

Сложная пилотажно-навигационная система позволяет использовать для управления самолетом экипаж из трех человек (без штурмана). На судне установлен электронный управляющий комплекс ВСУП-85-4.

Топливная система аналогична Ил-86. Имеет два режима: автоматический и ручной (в экстренных ситуациях). Горючее расположено в 9 кессонных баках, 8 из которых находятся в консолях крыльев, а 1 — в центральной части корабля. Для закачки топлива используются струйные насосы.

Блоки автоматической системы кондиционирования находятся в центральной части крыльев. Они дают возможность нагнетать 25, 7 кг воздуха в час на одного пассажира (с учетом рециркуляции и при полной загрузке салона).

На воздушное судно установлена циклическая система противообледенения. Она помогает защитить стабилизатор, киль и переднюю кромку крыльев от образования ледяного наста. Обогрев воздухозаборников силовых агрегатов производится при помощи воздушного потока, попадающего из компрессора.

​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция
Самолет ИЛ-96 кабина

Интересно. Внутренние части передней кромки крыла и «носок» практически не покрываются льдом. Эти секции не обогреваются.

Салон

Салон Ил-96 может вместить 300 пассажиров. Существует несколько вариантов салона. Стандартная модификация позволяет расположить в первом отсеке 66 мест, во втором — 234. Кресла размещаются по девять в ряд, между ними находятся два прохода. Расстояние между передним и задним — 870 мм. Ширина прохода — 550 мм.

Трехсалонный вариант: первый класс — 22 места (с расстоянием между рядами — 1020 мм), бизнес-класс — 40 мест и эконом-класс — 173 места.

Пассажирская кабина снабжена восемью туалетами и буфетными стойками.

​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция
Самолет Ил-96-300 салон

Модельный ряд

Модели 300 й серии

Ил-96-300

Эта модель сертифицирована в декабре 1992 года и является базой для последующих модификаций. Эксплуатация воздушного судна началась в 1993 году. Сегодня эти самолеты используются Аэрофлотом, в частности авиакомпанией «Россия», и кубинской Cubana как VIP-транспорт. В Кубе воздушный лайнер служит как президентский самолет.

Был выпущен Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО) в количестве 20 штук.

Ил-96-300ПУ/ПУ (М1)

Воздушное судно, специально модифицированное для президента РФ (так называемый пункт управления), было построено в четырех экземплярах. От базовой модели его отличают желоб в верхней части корпуса и некоторые детали, позволившие увеличить дальность полета.

Самолет обеспечен комплексом оборудования, который позволяет управлять вооруженными силами в случае непредвиденных обстоятельств (например, конфликтов с использованием ядерных боезарядов).

​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция
Ил-96-300ПУ(М)

Интересно. Первый самолет этой серии был построен для Бориса Ельцина в 1995 году.

Ил-96М

Первый отечественный самолет, разработка которого велась в сотрудничестве с иностранными фирмами. Эта модель отличается удлиненным корпусом, американскими силовыми установками PW2337 и оборудованием компании «Коллинз». Была выпущена всего одна модель этого лайнера. Она прошла сертификацию в США в 1997 году и была показана на различных мировых авиашоу как рекордсмен среди российских пассажирских кораблей. Вместительность салона — 435 человек, максимальная грузоподъемность −58 тонн, максимальная масса на взлете — 270 тонн, дальность перелета — 12, 8 тыс км.

Ил-96Т

Транспортная модификация Ил-96, позволяющая перевозить грузы большой массы на дальние расстояния. Был создан на Воронежском авиазаводе в соответствии с российско-американской программой сотрудничества. Впервые оторвался от земли в мае 1997 года.

Модели 400 й серии

Ил-96-400

Этот самолет — модернизированный вариант «Ильюшина» 96м. Имеет идентичный прототипу фюзеляж, силовые установки — ПС-90А-1[36] и улучшенную электронную систему управления.

Ил-96-400Т

Грузовая модификация Ил-96-400. Первый образец был создан из реконструированного Ил-96Т, а уже в 2007 году была готова полностью новая модель самолета.

Главное отличие от пассажирского прототипа заключается в полном переоборудовании пассажирского отсека в две герметичные грузовые палубы (переднюю и заднюю). Для этого было усилено днище кабины и установлены дополнительные рельсы, позволяющие закрепить к полу специальные устройства для погрузки-разгрузки контейнеров и специальных поддонов. Конструкция грузового помещения дает возможность для использования различных погрузочных схем. Максимальная нагрузка — 92 тонны.

​​​​Самолет ИЛ-96: история разработки и конструкция
Ил-96-400Т

Ил-96-400ТЗ

В январе 2015 года был заключен контракт Минобороны и «ОАК» на строительство двух самолетов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Прототипом этого судна является Ил-96-400Т. Повышенная грузоподъемность позволит производить заправку самолетов на 25 тонн больше, чем в предыдущей модели (Ил-78М). Также увеличится дальность полета до 3, 5 тысяч километров. Воздушное судно снабжается универсальным подвесным агрегатом заправки — УПАЗ-1, отлично зарекомендовавшем себя на других типах топливозаправщиков.

Лётно технические характеристики

Ил-96-300

Экипаж — 3 человека.

Габариты, м:

  • длина — 55,345;
  • диаметр корпуса — 6,08;
  • высота — 17,55;
  • размах крыльев — 60,105;
  • площадь крыльев — 350 м2.

Двигатель ПС-90А:

  • тип — турбореактивный двухконтурный (ТРДД);
  • количество — 4 шт;
  • макс тяга — 16 000 кгс.

Характеристики:

  • масса для взлета (макс) — 250 т;
  • коммерческая нагрузка (макс) — 40 т;
  • объем баков для топлива — 150000 л;
  • средняя (крейсерская) скорость — от 850 до 870 км/ч;
  • высота полета (макс) — от 9100 до 13100;
  • дальность с макс коммерческой загрузкой — 9800 км;
  • дальность — 14000 км;
  • длина полосы для разбега — 2380 м;
  • пробег — 860 м.

Салон:

  • 1 отделение (эконом класс) — 300 пассажиров;
  • 2 отделения — 263 пассажира;
  • 3 отделения — 237 пассажиров.

Ресурс:

  • 25 лет;
  • 10000 полетов;

70000 часов.

Ил-96-400

Экипаж — 3 человека.

Габариты, м:

  • длина — 63,939;
  • диаметр корпуса — 6,08;
  • высота — 15,717;
  • размах крыльев — 60,105;
  • площадь крыльев — 350 м2.

Двигатель ПС-90А1:

  • тип — турбореактивный двухконтурный (ТРДД);
  • количество — 4 шт;
  • макс тяга — 17 400 кгс.

Характеристики:

  • масса для взлета (макс) — 270 т;
  • коммерческая нагрузка (макс) — 92 т;
  • объем баков для топлива — 150000 л;
  • средняя (крейсерская) скорость — от 850 до 870 км/ч;
  • высота полета (макс) — от 9100 до 13100;
  • дальность с макс коммерческой загрузкой — 5000 км;
  • длина полосы для разбега — 2020 м;
  • пробег — 1200 м.

Грузовое отделение:

  • длина — 44, 9 м;
  • ширина — 4.8 м;
  • высота — 3.3 м;
  • объем — 776 м2.

Ресурс:

  • 20 лет;
  • 20000 полетов;

60000 часов.

Аварии и происшествия

За все время эксплуатации 96 «Ильюшина» не произошло ни одной непредвиденной ситуации, в частности, аварии или катастрофы, которые повлекли за собой гибель пассажиров. Однако несколько раз эта модель попадала в инциденты, освещенные прессой.

Неисправность приборной панели

Согласно информации СМИ, в конце сентября 2004 года в международном аэропорту Лиссабона президентский самолет с бортовым номером 96016 (Ил-96-300ПУ) во время взлета столкнулся с птицами. Взлет был отменен, а воздушное судно вернулось на стоянку. Ему предстоял технический осмотр специалистами компании-производителя (ГТК Россия), прилетевшими из Москвы. После тщательного исследования, было выяснено, что отмена была вызвана не птицами, а появлением влаги из кондиционирующей системы, которая попала на панель приборов. Именно она исказила показатели датчиков, которые показали неисправность силовых установок.

Факт. Президента РФ, Владимира Путина, в этот момент не было на корабле.

Запрет на полеты

В августе 2005 года, приборы Ил-96-300ПУ, который должен был вылететь из Финляндии с президентом на борту, показали техническую неисправность, а точнее, отказ тормозной колесной системы. Считается, что такие неполадки вызвал бракованный агрегат (УГ151-7), который не соответствовал параметрам чертежа. Это спровоцировало международный запрет на перелеты Ил — 96, который длился 42 дня. Производство новой партии элементов тормозной системы была поручено московскому НПО Молния. Запрет на полеты повлек за собой огромные убытки со стороны авиакомпаний, поэтому генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), выпустившего некондиционные элементы, был отправлен в отставку.

Пожар в Шереметьевском аэропорту

Летом 2014 года (3 июня) на стоянке загорелся Ил-96-300, принадлежавший Аэрофлоту. Самолет уже некоторое время не был в эксплуатации. После пожара технику восстановить было уже невозможно и поэтому ее разобрали на металлолом.

Заключение

На сегодняшний день Ил-96 является единственным отечественным самолетом, имеющим широкий фюзеляж. Однако летные особенности воздушного судна, делают целесообразным его использование только при перевозке грузов на маршрутах большой протяженности.

Несмотря на повышенную комфортабельность таких пассажирских лайнеров, существенные экономические затраты снижают их конкурентоспособность, по сравнению иностранными кораблями. Именно это повлияло на решение о снятии пассажирских Ил-96-300 с производства.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: