Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой

Боялся ли советский генералиссимус летать? Почему английский премьер-министр летал в пижаме? Для чего требовалось создавать для Черчилля яйцо? Ниже даны ответы на эти и остальные вопросы.

Добро пожаловать на борт

Пионером среди первых лиц, поднявшихся в воздух, стал бывший американский президент Т. Рузвельт в 1910 г. Он осуществлял перелет с братьями Райт на их воздушном судне.

С того времени самолеты стали неотъемлемой частью жизни лидеров разных государств. Безусловно, многое можно передать по почте либо по радио. Однако ничто не способно заменить личной беседы между главами стран.

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
Первый президентский полёт

С развитием авиации почти все послы и консулы стали активно пользоваться самолетами, чтобы тратить меньше времени на перемещение между государствами. Хотя это не всегда давало положительный результат – в противном случае не произошла бы Великая Отечественная война.

Именно с наступлением Второй Мировой особенно актуальной стала проблема безопасного передвижения на воздушном транспорте. Для защиты жизни лидеров стран придумывали разнообразные способы.

Джугашвили страдал аэрофобией?

Слухи о том, что Сталин боялся летать, доказать ничем невозможно. Так или иначе, но на самолете советский лидер побывал лишь один раз: когда летел на конференцию представителей стран антигитлеровской коалиции.

Считается, что отчасти в связи с беспокойством за сохранность жизни Джугашвили и было выбрано место проведения конференции: Иран расположен рядом с государственными рубежами СССР, и с 1941 г. он находился под контролем объединенного контингента союзных войск.

В конце осени 1943 г. литерный железнодорожный состав № 501 перебрался из Белокаменной в столицу Азербайджанской ССР, а затем на 2-х «Дугласах» С-47 отечественная делегация успешно по воздуху добралась до Ирана.

Но годом ранее первые лица СССР летали по более рискованному маршруту.

Отечественная делегация под руководством народного комиссара советского МИДа В.М. Молотова на тяжелом (сейчас его бы прозвали «стратегическим») воздушном судне Пе-8 осуществляла перелет из российской столицы в американскую через Шотландию, Исландию, Канаду и назад.

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
Пе-8 на аэродроме Bolling Field

За безопасность перелета на огромной высоте (7,5 км) над враждебными землями делегация поплатилась комфортом: основную часть рейса пассажиры провели с кислородными масками на лицах, неустанно бодрствуя (за этим надзирал член команды самолета), в обыкновенных креслах и утепленных комбинезонах. Невзирая на весь дискомфорт, воздушное судно успешно совершила перелет в оба конца, а команду самолета наградили.

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
Пассажирский салон и спальня на Пе-8 ОН

В 1944 г. для доставки руководства страны создали специальную модель авиамашины Пе-8 ОН – «Особого назначения». На борту спецсамолета имелся буфет, 3 спальных места и помещение, чтобы пассажиры могли справить свои естественные потребности.

Каждое место оснастили персональным обогревом, системой циркуляции воздуха, освещением и кислородной маской. Однако само строение самолета, к несчастью, обладало неустранимым недостатком фиксации заднего лонжерона.

Используемый вид стали не годился для производства данной части конструкции.

Узел дополнительно укрепили стяжками, но предотвратить катастрофу не получилось.

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
Пе-8 на службе у полярников

12.09.1945 г. потерпел крушение один из спецсамолетов, летевших с парада Победы. В результате львиную долю Пе-8 ОН отправили на металл, а остальные передали в авиацию, исследовавшую Антарктику.

Авиамашины Черчилля

Если советский генералиссимус практически не покидал Советский Союз (а официально пользовался воздушным транспортом вообще лишь единожды), то британский премьер-министр довольно часто осуществлял перелеты между Англией и Америкой.

Для этого в 1942 г. из Канады привезли самолет B-24 Liberator и переделали в воздушное ВИП-судно. Бывший бомбардировщик получил номер борта АЛ504 и индивидуальное наименование «Коммандо».

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
Черчилль в кабине «Коммандо»

Как говорили сам Уинстон Черчилль и его свита, это был крайне дискомфортный и небезопасный для пассажиров самолет, даже невзирая на мягкие кресла, наличие внутреннего освещения и постели для официального представителя Великобритании.

Так, однажды он пробудился от того, что сломался обогрев.

В разогретом воздухе ощущался сильный запах горючего. Конечно, отопление немедленно отключили, но оставшуюся часть рейса Черчилль провел в рубахе из шелка и ночных штанах, что его отнюдь не обрадовало.

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
«Коммандо»

В итоге в декабре 1943 г. британский лидер отдал этот самолет Транспортному руководству английской военной авиации. 27.03.1945 г. по доселе неустановленным причинам воздушное исчезло около канадских берегов.

На нем в тот момент летел заместитель государственного секретаря по гражданской авиации Соединенного Королевства вместе со своими подчиненными. «Коммандо» просто исчез: ни трупов, ни следов крушения так и не обнаружили.

На предприятии фирмы «Авро» для представителя Великобритании изготовили первый из транспортных «Йорков» с наименованием «Аскалон».

Самолет получился приличным. Его оснастили полноценным залом для совещаний с узлом связи и специальным местом для сна Черчилля. Что любопытно, в «Аскалоне» планировали монтировать герметичную внутреннюю сферу, которая бы дала возможность пассажирам не применять кислородные маски на огромной высоте.

Стальные крылья: комфорт и безопасность самолетов во время Второй мировой
«Аскалон» на американской военной базе

Т.н. «яйцо премьер-министра» испытали, а потом отправили на предприятие итоги тестирования – мол, установка одобрена. Все закончилось тем, что созданная капсула пропала на заводских просторах.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: