​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины

Танковую бронетехнику ИС-2 можно смело назвать удачнейшим образцом советских боевых машин периода Великой Отечественной войны. По некоторым параметром он был лучше аналогов и стал прототипом всего танкостроения послевоенных лет. Машина, созданная в середине боевых действий, пережила своих предшественников и находилась в эксплуатации долгое время.

История создания танка

Конструкторами Челябинского завода еще с 1942 года реализовывался проект танка с характеристиками тяжелой и средней машины. Огневая мощь и броню планировалось подвести к показателям тяжелой техники, габариты и маневренность — к средней.

Предпосылки к созданию

После принятия на вооружение ИС-85 (Иосиф Сталин) и КВ-85 осенью 1943 года стало понятно, что боевого оснащения просто не хватает для отражения атак. Пушка Д-5 уступала по бронебойности KwK 42 L70 «Пантеры». Пробить броню «Тигра» она могла только в условиях нормального боя, при этом верхняя лобовая деталь не повреждалась.

Увеличение численности «Пантер» и необходимость прорыва укреплений противника требовало использования осколочно-фугасных снарядов. В приоритете у советских военных на то время были орудия Су-122, но не Су-85. К тому же, тяжелый танк ИС2 имел множество перспектив для установки мощной артиллерии.

Выбор вооружения

Письмо о необходимости переоснащения танка артсистемами калибра 107, 122 и 152 мм было направлено конструктором Ф. Петровым главному конструктору Ж. Котину ЧКЗ и опытного завода № 100 осенью 1943 года. Последний остановился на пушке А-19 с калибром 122 мм.

Параметры были выбраны не случайно. Ж. Котин основывался на итогах Курской битвы. Он пришел к выводу, что пушки А-19, которыми вооружен «Тигр», оказались самыми эффективными. Советским инженерам оставалось всего лишь поместить орудие в ограниченное пространство. В итоге ствол поставили при помощи круглой люльки, противооткатных механизмов и подъемника. Отдача орудия была уменьшена дульным тормозом.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины

Испытания

Прототип пушки Д-25 поставили на опытную модель ИС-1 на заводе № 100. Экспериментальный «Объект 40» с дульным тормозом на качество пробега и стрельбы проверяли на Чебаркульском полигоне. Т-образный дульный тормоз разорвался, поэтому заменен на двухкамерный по аналогии немецких танков.

На вооружение танк версии ИС-2 принят в 1943 году. На тестовых стрельбах ИС пробил лобовую броню трофейной «Пантеры» с 1,5 км, прошел через внутреннюю часть, выбил бронь с кормы и откинул ее. После таких показателей сразу же поступил в серийное производство и сходил к конвейера с декабря 1943 по июнь 1945 года.

Усиление защиты танка

В 1944 году модель оказалась в вынужденном бою, испытания прервали и на фронт отправились недоработанные машины. Ж. Котина отстранили от работы, но он довел экземпляры до удовлетворительного качества и возвращен на место главы ЧКЗ и завода № 100.

Поражения танка на фронте пушками калибра 88-м и противотанковыми немецкими орудиями 75-мм привели к необходимости усиления бронезащиты. Конструкторы столкнулись с нарушением балансировки при установке пушки 122-мм, и невозможности ручного поворота при крене в условиях дополнительного бронирования. В итоге:

  • конструкцию башни не изменили;
  • верхняя лобовая деталь со ступеньками заменена на выпрямленную;
  • повысили толщину литой лобовой брони до 120 мм, бортовой — до 90 мм.

Интересно! Уязвимым местом танка осталась нижняя лобовая часть.

Дальнейшие работы

Изыскания и тестирования защиты тяжелого танка параллельно проводили два коллектива под руководством Ж. Котина — инженеры завода № 100 и ЧКЗ. На основе объединенных проектов в серийное производство поступил «Объект 703», модернизированная версия с кардинально измененной защитой брони.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины

Описание конструкции

Тяжелый советский танк модификации ИС-2 был рассчитан на 4 члена экипажа. Механик-водитель располагался в носу, между топливных баков, отвечал за смотровой люк-пробку и призменные перископы башни.

В башне сидели наводчик, командир по левому борту и заряжающий по правому борту. Командир вел наблюдение из 6 смотровых отверстий, заряжающий — из перископа. Эвакуационный отсек был в дне корпуса, за местом мехвода.

Компоновка

Как большинство других советских тяжелых машин ИС выпускался классической компоновке. От носа к корме бронированный корпус делился на секторы управления, боевого и моторно-трансмиссионного управления. Орудия, боеприпасы и часть топливных баков располагались в месте соединения корпуса и башни. Корма отводилась для трансмиссии и двигателя.

Компоновка в сравнении с «Тигром» была плотнее, поэтому некоторые резервуары с горючим были в боевом отделении. В этом случае имелись риски возгорания, при которых раненый танкист не мог покинуть горящую машину. Башня в носовой части корпуса в комплексе с длинной пушкой мешала форсировать рвы и контрэскарпы. Движение происходило при развороте пушки назад, что приводило к потере огневой мощи. У немецких моделей башня выносилась в центр бронекорпуса.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины
Советский тяжёлый танк ИС-2

Броневой корпус и башни

Создатель тяжелого танка модификации ИС-2 разработал броневую противоснарядную дифференцированную защиту. Для сварки всех частей, кроме лобовой, использовались катаные бронеплиты 20, 30, 90 и 60 мм в толщину. Верхняя лобовая деталь была разной в зависимости от года выпуска:

  • машины 1943 года отличались литой ступенчатой деталью с толщиной на различных участках 60-120 мм;
  • вооружение 1944 года имело снарядостойкую переднюю броню спрямленного типа. Для нее использовали бронеплиты (верхняя суживалась к виде трапеции). Толщина брони — 120 мм;
  • образцы 2-й половины 1944 года сохранили спрямленную броню, но ее толщина стала составлять уже 90 мм.

Для соединения лобовой детали с остальными применяли технологию сварки.

Башня была обтекаемой и отличалась:

  • сложностью формы отливки;
  • расположением бортов 90 мм в толщину по вертикали и под углом (повышалась снарядоустойчивость);
  • отдельным отливом части для орудия и дальнейшей сваркой с другими узлами;
  • цилиндрической маской катаной бронеплиты с отверстиями для пушки, прицела, спаренного пулемета;
  • установкой на погон 1800 мм в диаметре — находилась в броневой крыше;
  • фиксация захвата для предотвращения сваливания при крене или опрокидывании машины;
  • утопленной поверхностью соприкосновения нижнего погона с верхним погоном бронекорпуса.

При ремонте и обслуживании машины верхняя бронеплита кормы откидывалась с помощью петель. Ограничители балансирного хода, кронштейны подвески, бонки поддержки катков, монтажный стопор гусеничного механизма приваривались к бронекорпусу.

Вооружение

Основное вооружение танка — пушка ДТ-5 с калибром 122 мм, установленная на цапфах башни. Углы наводки — вертикальные, от −3 до +20 градусов, выстрелы делались при помощи механического или электроспуска. Боекомплект орудия рассчитан на 28 выстрелов раздельного заряжания, состоящий из:

  • снаряда БР-471 — остроголовый, бронебойный, трассирующий, в составе — 156 г тротила;
  • снаряда БР-471Б — остроголовый (баллистический наконечник), бронебойный;
  • ОФД-471 — пушечная осколочно-фугасная граната, ВВ — тротил или аммотол массой 3 кг.

Вспомогательное вооружение машины включало:

  • 3 пулемета ДТ калибром 7,62 мм — спаренный с основным орудием в шаровой установке, приливе задней части башни и курсовой неподвижного типа;
  • боекомплект с огнестрельному оружию — 2520 патронов в дисковых магазинах;
  • зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм — устанавливался с зимы 1945 года;
  • боекомплект к ДШК — 250 патронов в лентах.

Самооборона экипажа обеспечивалась ручными гранатами Ф-1. Иногда танкистам выдавался пистолет с сигнальными ракетами.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины
ИС-2 1944 года на улицах освобожденного города

Защищенность

53 % от всей брони танка занимала бронезащита башни и корпуса. У немецких танков «Пантера» и «Тигр» 1-й модификации этот показатель равнялся 46,3 и 38,5 %. Лучше ИС-2 по степени защищенности был только «Тигр-2» — 54,7%.

Лобовые части машины могли пробить:

  • верхнюю деталь носа со ступеньками — калиберные бронебойные снаряды 88 мм с расстояния от 1000 до 1200 м; 75 мм — с 800-900 м, и пушки Pak 40 (75 мм) с 400 м;
  • спрямленную часть — 75 мм снаряд с близкого расстояния;
  • литой нос 120 мм в толщину — пушка калибра 88 мм не пробивала даже в упор;
  • катаный нос толщиной 90 мм — пушки калибра 88 мм с 450 м;
  • нижнюю лобовую часть — 75-мм снаряд с 785 м;
  • маску пушки 100 мм толщиной — орудия 75-мм калибра с 1000 м.

Интересно! Модификации 1945 года не пробивались даже 88-мм снарядами.

Двигатель

Тяжелый танк имел четырехтактный V-образный мотор с 12-ю цилиндрами мощностью 520 лошадей. Он работал на ДТ и запускался при помощи инерционного стартера вручную, электроприводом, сжатым воздухом. В качестве электропривода задействовался дополнительный двигатель мощностью 0,88 кВт. Подогревающие системы обеспечивали скорость запуска мотора в холодную погоду и подогрев боевого отделения. Емкостей для топлива было 3. Два находились боевой секции, 1 — в моторно-трансмиссионном.

Трансмиссия

Трансмиссия, как и приводы управления — механического типа. Трансмиссионная группа включала:

  • главный фрикцион — многодисковый, работающий по принципу сухого трения («сталь по феродо»);
  • КПП — четырехступенчатую с демультипликатором, позволяла делать 8 передач вперед и 2 — назад;
  • бортовые планетарные поворотные механизмы — два узла оснащались многодисковым фрикционом блокировки (трение «сталь по стали») и ленточным тормозом;
  • двухрядные комбинированные редукторы — 2 бортовые детали.

Интересно! Планетарные механизмы поворота до этой модификации в танкостроении не использовались.

Ходовая часть

Индивидуальная торсионная подвеска применялась для каждого из двускатных опорных катков (всего 6 шт., располагались по каждому борту). Напротив них к бронированному корпусу приваривались балансирные ограничители.

Зубчатые венцы цевочного зацепления на ведущих колесах — съемные, находились сзади. Ленивцы сконструированы по аналогии катков опоры. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 3 малых цельнолитых катка. Гусеница с винтовым механизмом натяжения состояла и 86 траков шириной 6,5 см с одним гребнем.

Электрооборудование

Электропроводка — однопроводная, в качестве второго провода задействовался бронекорпус. Источники энергии — генератор, реле-регулятор, 2 АКБ с последовательным соединением. Потребителями энергии являлись:

  • электрический мотор, поворачивающий башню;
  • подсветка — внутренняя, наружная, прицельная, измерительных приборов;
  • сигнализация — наружная, цепь от экипажа к десанту;
  • КИП — вольтметр и амперметр;
  • электрический спуск пулеметов и пушки;
  • связь — внутренний переговорник и радиостанция;
  • моторная электрика.

Мощность энергетической установки составляла 12 и 24 В, емкость батареи — 128 А/ч.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины

Средства наблюдения и прицелы

Обзор из люка командира и с пункта заряжающего велся при помощи перископа Mk IV. Механик-водителей моделей, выпущенных в 1943 году, наблюдал через триплексный смотровой прибор с броненакладкой. Он скрывался в люке-пробке или выдвигался вперед. У поздних версий прибор убрали, заменив его смотровым устройством со стеклоблоком в щели лобовой плиты.

Контроль направления огня производился из телескопического орудийного прицела ТШ-17 и перископа Mk IV. У кормового прицела ДТ устанавливалась снайперская оптика с увеличением 3х, у зенитного ДШК — коллиматорная.

Средства связи

Оснащение машины включало:

  • радиостанцию 10Р — работала на частоте 3,75-6 МГц, в условиях стоянки сигнал передавался на 20-25 км. Дальность связи достигалась телеграфом с системой кодирования. Разговор велся на двух фиксированных частотах%
  • радиостанцию 10РК — позднюю версию с плавным выбором частоты, 16-ю кварцевыми резонаторами. Дальность передачи сигнала — от 20 до 25 км;
  • внутренний переговорник ТПУ 4-Бис на 4 абонента — экипаж мог разговаривать в условиях шума, для связи через радиостанцию подключались шлемофоны.

Для запитки приборов связи использовалась электросеть с напряжением 24 В.

Маневренность

Дизель на 520 л.с. и вес 46 т позволяли развивать максимальную скорость 35 км/ч. В отличии от немецких танков, модель была лучше приспособлена к условиям бездорожья.

Применение в бою

Успех наступления Красной Армии на протяжении 1944 года в некоторой степени обеспечивал данный тяжелый танк. Изначально несколько машин действовало в рамках гвардейского полка (4 роты по 5 единиц). Вооружение выполняло задачи наступления, вступало в бой вместе с пехотой, при отсутствии сопротивления противника применялось для прорыва.

В режиме наступления ИС отводилась роль фаланговой защиты и отражения контратак немецких машин. Образцы захватывали дороги, опорные пункты, наступали в первом эшелоне. Движение выполнялось сзади боевого порядка, колонной и группами.

Выстроенные в шахматном порядке танки вытягивались в ширину на 1,5-2 км, подавляли огневые точки и артиллерию противника. На практике небольшое число тяжелых танков располагалось в переднем крае вместе с Т-34, основные силы сосредотачивались в тылу.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины
Групповой снимок красноармейцев на тяжелом танке ИС-2 на улице взятого Берлина

Модификации

На базе тяжелого танка выпускались:

  • истребитель ИСУ-122 (с 1944 года) — вооружался пушкой 122-мм с габаритными устройствами противоотката;
  • ИСУ-122С — самоходка, отличалась длинным стволом орудия — пушки Д-25С;
  • ИСУ-152 — в этом случае машина была прототипом. Объект 241 изготовили еще осенью 1943 г.;
  • ИС-2Ш, или ИС-М — проектная версия модели с кормовым боевым отделением и длинноствольным орудием. Броню лба планировали сделать 200 мм в толщину, а экипаж увеличить до 5 человек.

Работа над модернизированной версией остановилась после Объектов 252 и 253, которые также остались на стадии проекта.

​​Тяжелый танк ИС-2 — характеристики советской боевой машины
ИСУ-122С

ТТХ в сравнении с аналогами противника

ТТХ советского танка модели ИС-2 целесообразно рассматривать в сравнении с конкурентами, поскольку в период Великой Отечественной войны задействовались все машины.

Характеристики ИС-2 Pz.Kpfw. VI Ausf. B Тигр-2 PzKpfw V Пантера PzKpfw VI Ausf. H1 Тигр
Боевая масса 46 т 70 т 44,8 т 57т
Длина по корпусу (с пушкой) 9830 мм 10286 мм 8660 мм 8490 мм
Высота 2690 мм 3755 мм 2995 мм 2930 мм
Ширина 3070 мм 3755 мм 3270 мм 3705 мм
Максимальная толщина брони 120мм 150 мм 110 мм 100 мм
Вооружение Пушка ДТ-25 Пушка KwK 43 L/71 Пушка KwK 42 Пушка KwK 36 L/56
Пулемет ДТ (3 шт.) Пулемет MG-34 (2 шт.) Пулемет MG-42 (2 шт.) Пулемет MG-34 (2-3 шт.)
Пулемет ДШК Пулемет MG-42 Мортира противотанкового действия S-типа
Максимальная скорость по шоссе 37 км/ч 41,5 км/ч 55 км/ч 44 км/ч
Запас хода по шоссе 240 км 150 км 250 км 195 км
Мощность двигателя 520 л.с. 700 л.с. 700 л.с. 700 л.с.
Калибр пушки 122 мм 88 мм 75 мм 88 мм

По массе и габаритам советская модель значительно уступала Тигру 2-й версии — своему единственному достойному противнику. Количество лошадей у немецких танков больше, но ИС-2 оказался меньше, компактнее, что означало лучшую проходимость.

Боекомплект «Тигра» лучше, как и бронезащита, но его пушка не могла пробить броню противника.

ИС-2 в массовой культуре

Тяжелый танк задействовался в фильмах «Отец солдата» как самостоятельная модель. В нескольких кинолентах прошел рестайлинг, чтобы изобразить другие машины. В «Блокаде» — КВ-1, в «Танке «Клим Ворошилов» — КВ-2, в «На войне как на войне» — Пантеру, в «Белом тигре» — Тигра. Команда «Правда» из мультика-аниме Girls und Panzer каталась именно на этой модели.

Создатели компьютерных игр — симуляторов, стратегий идеализируют ИС-2, отражая далеко не реальные ТТХ. Танк можно увидеть в World of Tanks, Блицкриг, Sudden Strike, Order of War, R.U.S.E. и других.

Советская тяжелая машина стала достойным наследником штурмовика КВ-2. При массивности и внешней неповоротливости вооружение оказалось эффективным во время наступления. Подвижность, хорошая защита и мощная дальнобойная пушка сделали танк настоящей ударной силой Красной Армии.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: