Как в кино: курс обучения новобранцев перед отправкой в ДРА

В декабре 1979 года ограниченный контингент советских войск (ОКСВА) вступил на территорию республики Афганистан для сохранения завоеваний апрельской Революции 1978 года.

Ввод войск развивался как общевойсковая операция вторжения и размещения в определенных местах подразделений различных видов и родов войск на территории соседней страны. Конечные политические и военные цели ввода войск сначала были недостаточно ясны, поэтому готовность войск к выполнению боевых задач считалась на тот момент оптимальной.

Вначале шли «партизаны»

Широкомасштабный ввод войск в Афганистан в начале 1980-го года представлял собой перемещение кадрированных частей и подразделений ТуркВО, спешно укомплектованных местными резервистами («партизанами»). Об этом подробно рассказал В. Лукинов в своей книге «Кандагар: как все начиналось… Взгляд лейтенанта».

Как в кино: курс обучения новобранцев перед отправкой в ДРА
Ввод войск в Афганистан

То, что описывал Лукинов, трудно назвать четко спланированной, безупречной боевой операцией. Тем не менее на первом этапе «партизаны» в целом выполнили поставленные задачи.

Они обеспечили ввод в Афганистан техники и создание баз постоянной дислокации советских войск на всей территории страны. Правда, когда сроки «сборов» подошли к концу, резервисты вернулись домой с отменными «трофеями»: жвачками, импортными носками, ногтерезками и подобной дребенью.

Некоторые сумели разжиться японскими магнитолами и даже видеомагнитофонами. Но воевать по-настоящему довелось новобранцам-срочникам.

Основные принципы обучения воинов

Введенные из ТуркВО подразделения обладали определенной выучкой, как поначалу казалось, достаточной для условий соседней страны. Однако через полтора года стало предельно ясно, что такого рода подготовки переменного состава военнослужащих явно недостаточно.

На основе боевого опыта ОКСВА были составлены методические обоснования для спецкурса подготовки военнослужащих, направляемых для прохождения службы в Афганистане.

Как в кино: курс обучения новобранцев перед отправкой в ДРА

Первые центры боевой подготовки («учебные центры – учебки») были оперативно созданы на базе военной инфраструктуры в гарнизонах: Мары, Кушка и Термез. Здесь были идеальные условия для адаптации к природно-климатическим условиям соседнего Афганистана.

Учебные центры были укомплектованы командирами и специалистами, получившими «боевое крещение» в горно-пустынном Афганистане. Они «щедро» делились с новичками своим боевым опытом.

В жизни почти как в кино

Двухмесячный учебный курс подготовки новобранцев для службы в ОКСВА был жестким испытанием. Офицеры и сержанты «выжимали все соки» из неопытных мальчишек, искренне ненавидевших своих «истязателей».

Сюжет про «учебку» из фильма Федора Бондарчука частично раскрывает накаленную атмосферу боевой подготовки солдат, которым предстояло пройти суровые испытания в недалеком будущем. Многие потом по-другому оценили работу «отцов-командиров» в учебных центрах.

Как в кино: курс обучения новобранцев перед отправкой в ДРА
Кадр из фильма «9 рота» 2005 года

Бойцы каждодневно занимались стрельбой, рукопашным боем и тактической подготовкой. Усиленная физическая подготовка дополнялась изнуряющими полевыми выходами в горы или пустыню с полной боевой выкладкой. Там отрабатывались различные вводные – типичные боевые ситуации с практическими стрельбами.

Никто из командиров особо не обращал внимания на сбитые в кровь ступни ног, потрескавшиеся и кровоточащие от нестерпимой жажды губы (в день расходовалась в основном одна 0,75 г. фляжка, которую многие новички выпивали за первый же час).

Как в кино: курс обучения новобранцев перед отправкой в ДРА

Кроме общей подготовки важное место занимала специальная подготовка. Сроки подготовки сержантского состава, операторов, танкистов, гранатометчиков, снайперов, пулеметчиков и т.п. постепенно увеличивались, доходя в некоторых случаях до полугода.

Большое внимание уделялось морально-психологической готовности к выполнению боевых задач. Для этого изучали историю Афганистана, особенности менталитета народов, населяющих эту страну и основные мотивы «душманов».

В «9 роте» Бондарчука в общих чертах показан процесс обучения новобранцев, но реальная картина была сложнее. Но, в общем, все было как по Суворову: «Тяжело в учении, легко в бою». Ну а в жизни реальной не сильно-то и легко.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Сергей

    В 82 в кушке мы пробыли три с половиной месяца, потом термез, оттуда Пули-Хумри, а вто уже в 84 срок в учебке добавили, нам не было замены, и вместо дембеля весной дома оказались в сентябре.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: