Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

В течение минувших столетий люди неоднократно убеждались, что первые проекты – зачастую провальные. Особенно если речь идет о морском или воздушном транспорте. Корабли, авиамашины, дирижабли в определенный момент превращались в источник проблем.

Шведская «Ваза»

Ваза – это не только разновидность посуды, но и династия монархов в Швеции. Одновременно «Вазой» именовали известное морское судно шведских морских сил.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

Хотя последнее стало знаменитым не благодаря военным успехам. В создании будущего ведущего корабля флота активно участвовал сам правитель Густав Второй Адольф. За период его участия на судне разместили вторую палубу, на передней и задней части корабля установили башни для стрелков.

Противовесом от перекоса послужил легкий песок, а не булыжники.

В итоге будущий флагман флота Швеции проплыл немногим больше 1 км, потом дунул ветер… Корабль наклонился набок, зачерпнул раскрытыми пушечными портами воды из Балтики, наклонился еще сильнее, а потом и совсем затонул.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

Шведские спецслужбы предприняли попытку расследовать обстоятельства случившегося, стремясь найти виноватых в крушении «Вазы». Так как все участники создания корабля говорили, что все делали по распоряжению монарха, то расследование закончилось ничем.

Настойчивые конфедераты

Когда в США началась Гражданская война, основная масса военных кораблей оказалась в руках северных штатов. Южане были не в восторге. Конфедерация задумалась над тем, как насолить супостатам.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов
«Ханли» на берегу

Среди проектов южан был аппарат с громким наименованием «Ханли». Это полупогружаемая субмарина на мускульной тяге: экипаж на ней собственными руками вращал винтовой вал.

Судя по всему, «H.L. Hunley» с момента появления мечтала быть настоящим ныряющим подводным судном.

Во время испытаний она 2 раза достигла своей цели. При этом во 2-й раз – вместе с создателем, Х. Ханли. Однако конфедераты являлись людьми настойчивыми и постоянно поднимали субмарину на поверхность.

Но после 2-ой попытки процесс ее создания даже их стал утомлять. «Hunley» вскоре подремонтировали, прикрепили к передней части шестовую мину и отправили восвояси в первое боевое задание – для уничтожения шлюпа неприятеля, находящегося в 5 милях от побережья.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов
Субмарина конфедератов «Ханли» перед отплытием

Как ни странно, субмарина достигла корабля, взорвала его и нашла последнее пристанище на морском дне.

Огромный линейный корабль и небольшой катер

Флот в целом и дорогостоящие линейные суда в частности были не очень нужны Австро-Венгрии. Но в начале прошлого века быть могущественной европейской державой и не обладать хотя бы двумя линкорами считалось неприличным и даже опасным. Без мощного флота страна не была полноценно защищена.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

В общей сложности империя планировала создать 4 дредноута. Причем Венгрия, гордившаяся своим особым статусом, потребовала, чтобы один линкор был чисто венгерским, включая материалы.

Поскольку у венгров не было собственной брони и артиллерийских орудий, то они позаимствовали их у австрийцев.

Большую часть Первой мировой судно «Сент-Иштван» мирно простоял на якоре в Пуле. Но в начале весны 1918 г. во главе флота Австро-Венгрии встал адмирал М. Хорти (по национальности венгр).

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов
Торпедный катер MAS 15

У адмирала имелись неординарные идеи: он полагал, что линейные корабли могут плавать и воевать, а не только стоять мертвым грузом. В итоге линкорам «Тегетгоф» и «Сент-Ишвен» были вынуждены отправиться на войну.

Достичь места назначения у них не вышло – на рассвете отряд столкнулся с парой торпедных итальянских катеров, которые были уничтожены австрийским патрулем.

В «Сент-Иштван» попали 2 торпеды. На первый взгляд, для линкора это мало. Однако в силу ряда специфических черт венгерского судостроения спустя 2 ч дредноут перевернулся и пошел ко дну.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

Первый и последний дирижабль

Дирижабли завоевали хорошую славу. Однако иногда удача отворачивалась и от них. Так в 1920-х годах Англия захотела стать владычицей не только морей, то и воздуха. Стремясь достичь своей цели, туманный Альбион решил создать дирижабль R-101 – по тем временам самый крупный на планете.

Его длина составляла 237 м, пассажирские каюты были рассчитаны на полсотни койко-мест, имелось даже отдельное помещение для курящих с асбестовыми обоями.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

В середине осени 1930 г. дирижабль полетел в первый рейс. На нем хотели достичь Индии, по пути заправившись в Египте. Однако смогли долететь только до французской столицы. Один вредный парижский холм решил встать на пути воздушного судна. В результате дирижабль и холм нашли друг друга. От столкновения R-101 загорелся и погиб.

Первый блин комом: неудачные проекты морских и воздушных судов

Больше Англия дирижабли не создавала. Алюминиевые обломки воздушного судна приобрели немцы из фирмы «Цеппелин».

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: