Операция «Достойный спорт», или как уничтожить «Геркулес» за большие деньги

Однажды военнослужащим армии США срочно понадобился тяжелый самолет, который может подниматься в воздух и приземляться почти вертикально. До благополучного завершения проекта оставалось совсем немного, но достичь успеха было не суждено.

Провальный дебют «Дельты»

В конце осени 1979 г. группа делегатов мятежных иранцев захватила американское посольство в столице Ирана. Они обещали освободить заложников в обмен на восстановление Америкой на престоле потерявшего власть шаха.

США отказались. Существовал ряд причин отказа. В первую очередь, в Иране без руководящей и контролирующей роли Центрального разведывательного управления государственный переворот был каким-то недемократическим. Кроме того, прецедент выдачи восставшим народам бывших лидеров мог сильно усугубить отношения Америки с союзниками по Североатлантическому альянсу.

Вместо этого военнослужащие армии США предложили Белому дому хитроумный план под громким наименованием «Eagle Claw» («Орлиный коготь»).

В соответствии с ним, недавно созданная группа особого назначения «Дельта» должна была прибыть в столицу Ирана и освободить дипломатов. Что касается вооруженного столкновения с иранцами, то тут американский спецназ должен был действовать по обстановке.

Идея красивая, но на практике вышло совершенно иначе – вызволить заложников так и не получилось. Хитрый замысел предполагал создание посреди пустыни в Иране передового аэродрома. Однако если транспортные воздушные машины С-130 «Геркулес» с «Дельтой» и запасами топлива на борту без происшествий добрались до места, то с вертолетами сложилась плачевная ситуация.

Операция «Достойный спорт», или как уничтожить «Геркулес» за большие деньги

Из 8 «Си Стэллионов» два вышли из строя, у одного сломалась навигационная система, а один из вертолетов врезался в «Геркулес» и в воздухе произошел взрыв. В пламени катастрофы погибло 8 солдат. Из-за детонирующих внутри «Геркулеса» снарядов военнослужащие побоялись уничтожить другие вертолеты.

В результате они разошлись по уцелевшим «Геркулесам» и улетели. Таким образом, приятно пораженные революционеры стали обладателями 5 «Си Стеллинов» с секретными технологиями и засекреченными бумагами ЦРУ.

Новый план

После столь грандиозного фиаско отношение к военному ведомству со стороны первого лица Америки и его ближайших соратников ухудшилось. Пентагон стремился восстановить свою репутацию (и попутно вызволить из иранского плена дипломатов). Руководство армии США приступило к разработке нового плана действий.

Получившаяся идея оказалась несложной. Поскольку операция «Eagle Claw» провалилась из-за «Си Стэллионов», то, следовательно, от них надо избавиться – и все будет отлично. Так родился план операции «Credible Sport» («Достойный спорт»).

Операция «Достойный спорт», или как уничтожить «Геркулес» за большие деньги

Однако полностью убрать тяжелые транспортные вертолеты не вышло. Появилась проблема: если «Геркулесы» могли приземлиться везде, то осуществить посадку «Си Стэллионов» можно было только на крупном аэродроме – а таковых в иранской столице и близлежащей местности оказалось мало.

Предложение приземлиться в международном тегеранском аэропорту и с боем проехать половину города, уничтожая все и всех, американских солдат в принципе устраивало. До посольства «Дельта» бы добралась, но пока бы спецназ доехал, дипломатов уже могли убить. Тогда операция теряла всякий смысл.

Альтернативный вариант места приземления – стадион Амджади, расположенный вблизи посольства. Однако если вертолеты могли здесь легко сесть, то для «Геркулесов» места не хватало.

Работа над «Геркулесом»

После дискуссий военные пришли к заключению, что следует создать «Геркулес», способный подниматься в воздух и приземляться как вертолет. При этом возвращаться он должен был на посадочную площадку авианосца.

Изобретателям было над чем поломать голову. Если с поднятием в воздух все оказалось довольно ясно – на ракетных ускорителях что только не взлетало, – то с приземлением было труднее.

Однако проект профинансировали. Авиация, флот и компания «Локхид» начали осваивать выделенные денежные средства.

На начальной стадии оказалось, что обыкновенных ускорителей JATO необходимо чересчур большое количество. По оценкам конструкторов их требовалось целых 58 штук, что в 7 раз превышает их обычную численность. В подобной ситуации выходило, что «Геркулес» полетит с одними ускорителями.

На выручку пришел ВМФ. Он предоставил инженерам 8 двигателей от противовоздушных ракет РИМ-66 «Стандарт». Вдобавок подходящие двигатели обнаружили на противолодочной ракете «ASROC». Поскольку американский флот тогда готовился ловить многочисленные русские субмарины, то наблюдался профицит данных ракет. Передать пару десятков из них на «Геркулес» руководству ВМФ было абсолютно не жалко.

Восемь ракет монтировали вокруг носа, чтобы снижать скорость воздушного судна. Еще по 2 разместили на крыльях, чтобы контролировать рыскание при поднятии в воздух. Наконец, 2 ракеты прикрепили к хвостовой части, чтобы та быстрее поднималась во время взлета – инженеры опасались, что нос чересчур шустро взлетит вверх, в результате чего хвост начнет чертить о ВПП и сломается.

Операция «Достойный спорт», или как уничтожить «Геркулес» за большие деньги
Схема расположения ракет модифицированного С-130

Видя вклад ВМФ в создание «Геркулеса», авиация также решила внести свою лепту. Летчики проверили свои запасы и предоставили инженерам 8 двигателей от антирадарной ракеты AGM-45 «Шрайк».

Благодаря ей создаваемый самолет должен был сбросить скорость спуска, когда посадка окажется слишком похожа на крушение. Общими усилиями собрали 30 ракетных двигателей.

Снова провал

Тестовые испытания стартовали 19.10.1980 г. Полет без активации ракет и даже пробное пилотирование с ускорителями завершились благополучно. Теперь необходимо было протестировать всю систему в целом.

Согласно первоначальному плану, ракетные пакеты должны были запуститься автоматически. Однако в последний миг посчитали, что управляющие системы еще не до конца отрегулированы. Следовательно, вышеупомянутую процедуру следует проводить вручную.

Сначала, как и задумывалось, запустили передний верхний блок ракет – на высоте в 20 футов (приблизительно 6 м). Нижний блок должен был быть включен тогда, когда «Геркулес» коснется бетонной полосы.

Операция «Достойный спорт», или как уничтожить «Геркулес» за большие деньги

Официальной причиной последующих событий является вина человека – ослепленный огнем ракет бортовой инженер почему-то подумал, что самолет находится на ВПП.

Работники фирмы «Локхид» же заявляют, что дело в недостатках самого «Геркулеса» – его системы заставили включиться передний нижний блок ракет, но не запустили те, что отвечали за замедление падения.

Так или иначе, в одном испытании достигли успеха – ракеты остановили движение авиамашины практически мгновенно. В 6 м в воздухе. Затем сработали законы Ньютона, и самолет рухнул на землю. Начавшееся возгорание смогли оперативно ликвидировать, и никто не пострадал.

Военные хотели продолжить работу, но в операции, для которой готовили «Геркулес», больше не было смысла – с помощью дипломатии удалось договориться с иранцами об освобождении захваченных ими сотрудников посольства.

В дальнейшем оказалось, что дешевле купить новый самолет, чем переоборудовать 2-ой «Геркулес» назад в стандартное воздушное судно. Проект стал нерентабельным. Авиамашину списали. Так Музей военной авиации на авиабазе Робинс получил уникальный и единственный в своем роде самолет.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: